Эта публикация является продолжением цикла статей, посвященных государственно-частному партнерству, начало которого положено в статьях Гульнары Каликовой и Альбины Рахмидиновой (АКИ пресс от 26.07.2010) и Талайбека Койчуманова (АКИ пресс от 2.08.2010). Авторами статьи являются исполнительный директор Союза предпринимателей Кыргызстана Чынгыз Макешов и председатель комитета сельхозпроизводителей Баткенской области Аваз Чотбаев.В соответствии с механизмами государственно-частного партнерства государство часть своих функций, в том числе и в аграрной отрасли, передает на определенных условиях для выполнения частному сектору. Это включает в себя все стадии осуществления проектов: финансирование, проектирование, создание и управление объектами и услугами общественного сектора. Внедрение принципов ГЧП в социально-хозяйственные отношения влечет за собой более низкие издержки, более высокий уровень услуг, снижение рисков.Государственно-частное партнерство в аграрном секторе, как правило, находится на местном уровне, где сильные стороны общественности и частного сектора дополняют друг друга в предоставлении информации и консультативных услуг, ориентированных напотребности фермеров и сельских общин. Мандат государственного сектора для предоставления информации и услуг может быть достигнут на основе использования потенциала частного сектора в местном контексте в коммерческой среде.Основной проблемой для устойчивого развития является отсутствие институционального потенциала для продолжения инициативы.Частный сектор имеет следующие преимущества: потенциал для инноваций и инвестиций, тесное сотрудничество в бизнесе; конкуренция, которая способствует развитию рынка. Однако в частном секторе существует ряд задач, которые необходимо решить: низкий уровень информированности фермеров, достоверность информации и осведомление рыночных цен в режиме определенного времени.Также для устойчивого развития государственно-частного партнерства в аграрном секторе важно понимать основные стимулы и ключевые компетенции каждого партнера. Необходимо создавать такие условия как:1. Повышение осведомленности и создания спроса2. Содействие развитию предпринимательства и конкуренции3. Обеспечение государственной поддержкой торговых и производственных отношенийСледует отметить основные факторы, которые влияют на продуктивное развитие ГЧП в сельском хозяйстве. Продукция должна соответствовать основным требованиям потребителей и экспертов по уровню качества предлагаемого товара. Соответствующая документация, маркировка и логотипы выпускаемой продукции должны быть на доступном языке. Эксперты должны гарантировать надежность товара и регулярно проверять содержание. ГЧП в аграрном секторе должно развиваться в ногу со временем, что означает использование новых и традиционных средств массовой информации, которые способствуют оперативной информированности представителей аграрного сектора. Преимущества выпускаемой продукции необходимо продемонстрировать пользователям. Дальнейшие усилия в ГЧП должны быть направлены на то, чтобы своевременно доставлять продукцию фермерам, в частности, тем, которые находятся в изолированных местах. Инновации являются наиболее востребованными в отдаленных сельских районах, где ограничения являются наиболее острыми. Также нужно контролировать уровень продуктивности обеспечения продовольственной безопасности, показатели, т.е. уровень расходов и доходов по определенному сектору.Важное значение имеет определение наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП для каждой страны и региона. Привлечение инвестиций сразу во все отрасли экономики в полном объеме практически невозможно, к тому же существуют те отрасли, которые необходимо инвестировать в первую очередь. Кроме того, отрасли в странах с разным уровнем экономического развития, в которые, по мнению правительства страны, нужно инвестировать с помощью привлечения частного сектора, существенно различаются.Хотелось бы отметить международный опыт внедрения ГЧП в аграрном секторе на примере России. В России о ГЧП всерьез начали говорить лишь с середины 2000-х годов, но сразу взяли с места в карьер. Были подготовлены десятки инвестиционных проектов на сотни миллиардов рублей. В настоящее время правительство РФ в качестве приоритетных областей для ГЧП рассматривает:- развитие производственной и транспортной инфраструктуры;- жилищно-коммунальное хозяйство;- здравоохранение и социальные услуги;- финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;- развитие инновационной инфраструктуры.Аграрно-промышленный комплекс в России не обладает достаточными возможностями и ресурсами для того, чтобы самостоятельно преодолеть те вызовы, с которыми он сегодня сталкивается. Главный вызов - неудовлетворительное состояние транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Это приводит к тому, что сельскохозяйственное производство оказывается убыточным, инвестиционные проекты становятся непривлекательными, а качество жизни населения недопустимо низким. К примеру, в Республике Мордовия, РФ необходимо строительство коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры для обеспечения проекта ГЧП сельскохозяйственной отрасли - постройки комбикормового завода производительностью 80 тонн в смену (10 т/час) рассыпного комбикорма с объектами приемки, очистки, сушки и хранения зерна в селе Архангельское Голицыно Рузаевского района.Такая картина наблюдается не только в Российской Федерации, она так же актуальна и для Кыргызстана. Основная цель инвесторов - окупаемость проекта, и чем она быстрее, тем более привлекателен проект. Так, сфера научных инноваций и развитие производственной и транспортной инфраструктуры более привлекательна, нежели сельское хозяйство.На наш взгляд, одним из самых перспективных направлений развития ГЧП в агропромышленном комплексе является использование региональных проектов, реализуемых государством. Недавно появился первый успешный пример: проект по развитию АПК Тамбовской области, который не только получил формальное одобрение со стороны государства, но уже вышел на стадию практической реализации.Интересным может быть использование в отрасли особых экономических зон промышленно-производственного типа, которые вполне могут иметь агропромышленную направленность. Более того, подобный проект был недавно разработан в Амурской области. А создание ОЭЗ не только федерального, но и регионального уровня существенно расширит потенциал использования этого инструмента в целях развития АПК.Не исключено также, что в перспективе в аграрных регионах может быть задействованы концессионные механизмы, в том числе для строительства и реконструкции социальных объектов, прежде всего, в сфере здравоохранения, а также коммунальной инфраструктуры. Пока в этом смысле внимание инвесторов концентрируется на крупных городах, но постепенно сфера интересов должна расшириться.В целом в АПК может применяться целый спектр механизмов ГЧП, но запуск каждого из них требует существенной предварительной проработки и готовности сторон, государства и бизнеса к долгосрочному партнерскому сотрудничеству.Статьи по теме:Государственно-частное партнерство: новые возможности для КыргызстанаГосударственно-частное партнерство - объединение ресурсов и потенциалов государства и бизнеса2010-08-13 14:59:18Источник: akipress.kgСсылка на новость: http://www.for.kg/ru/news/131485/