19 мая 2010
Как сообщает менеджер информационно-маркетинговой службы Центра конкурентоспособности агробизнеса (ЦКА) Марат Орозов, на сегодняшний день цены на те виды сельхозпродукции, которые экспортируются из Кыргызстана, остаются на довольно высоком уровне, и в перспективе, если в ближайшее время не откроется граница с Казахстаном, остается тенденция их роста. Так, в течение прошедшей недели в Алматы выросли цены на лук (44,4 процента), морковь (50 процентов), капусту (14,3 процента) и яблоки (13,3 процента). Повышение стоимости картофеля на алматинских прилавках объясняется больше сезонностью, а точнее - появлением молодого картофеля. Однако в ЦКА признают: несмотря на влияние закрытия границ на казахских потребителей, в первую очередь пострадали кыргызские экспортеры. Помимо того, что кыргызские аграрии терпят колоссальные убытки из-за простоя грузов на границе, такая ситуация чревата для наших аграриев тем, что освободившуюся нишу на рынке Казахстана могут занять, и надолго, бизнесмены из соседних стран. И если учесть, что китайские товары отличаются хорошим товарным видом при их дешевизне, то повторное вхождение на рынки Казахстана нашей сельхозпродукции будет весьма тяжелым. По словам же потребителей, проживающих в Южном Казахстане, больше всего их беспокоит дефицит и повышение стоимости молока и молочных продуктов. Значительно выросло в цене мясо....экономика вниз Как отмечает Ассоциация таможенных брокеров, фирма-монополист по оформлению грузов на кыргызско-китайской границе сменила только свое название. Осталась монополия при железнодорожных перевозках. - Что касается аэропорта "Манас", то ситуация начала улучшаться после майских праздников. При стабильной ситуации сюда прилетало 6 бортов с грузом из Турции, после событий 7 апреля -только один. Сейчас приземляется 4 самолета. Немного начал увеличиваться ввоз автомашин трейлерами, так как это грузы TIR, имеющие право беспрепятственного пересечения кыргызско-казахской границы. Сложно обстоит дело со скоропортящимися продуктами, особенно на контрольно-пропускном пункте в Чалдоваре. И если в непростой ситуации на КПП "Ак-Жол" можно винить казахских пограничников, то в Чалдоваре наши власти чинят препоны, - говорит представитель ассоциации Наталья Ширшова. Предприниматели говорят, что даже для проезда без задержек машин TIR на КПП "Ак-Жол", везущих скоропортящиеся продукты, у пограничников соседней страны такса - 150 долларов. В Чалдоваре ставка ниже. В минувшее воскресенье кыргызские власти на границе больше суток продержали грузовые машины без обоснования конкретных причин, а потом все-таки пропустили, так и не предъявив никакого документа. По данным Ассоциации рынков, предприятий торговли и услуг, обороты на "Дордое" и Кара-Суйском базаре снизились на 70-80 процентов. - Большая угроза от закрытия границ в том, что у предпринимателей большие остатки, которые могут превратиться в неликвид. При этом из-за нереализованного товара бизнесмены испытывают острую нехватку оборотных средств. Помимо того, что они могут потерять свой бизнес, так еще и лишиться жилья из-за того, что оно находится в залоге, так как средства для покупки товаров обеспечиваются за счет кредитов, - комментирует ситуацию исполнительный директор ассоциации Сергей Пономарев. Швейники начинают испытывать проблемы с некоторыми импортными комплектующими, фурнитурой. Кроме того, они теряют рынки сбыта и конкурентоспособность в Казахстане и России. Сталкиваясь с нерешаемой на уровне правительств проблемой, отечественные предприниматели отправили несколько писем с просьбой открыть границы на имя высшего руководства Казахстана. На подобный шаг бизнесмены отважились впервые, так как за 19 лет независимости республики настолько жесткой блокады еще не было.