20 июня 2025
Тысячи соотечественников на протяжении многих лет вдали от дома работают в различных сферах, обеспечивая стабильный доход своим семьям, снижая уровень бедности и повышая доходы домохозяйств, что положительно влияет на экономику республики в целом.
Так, согласно данным МИД КР, в 2020-м в России находились 596 253 кыргызстанца, в 2021 году их число увеличилось до 680 599, однако начиная с 2022-го наблюдалось снижение — численность составила 587 089, в 2023-м — 408 448, в 2024-м — 376 907 человек.
Что касается денежных переводов, то, по информации ЕАБР, в 2024 году из всех стран в республику перевели 2 миллиарда 989,5 миллиона долларов, что на 27,8 процента больше, чем за аналогичный период 2023-го. При этом подавляющая часть денежных средств, 2 миллиарда 783,8 миллиона долларов (93,1 процента), — это традиционно переводы из России.
Отметим, что, несмотря на сокращение численности трудовых мигрантов из КР в России, республика установила рекорд по объему денежных переводов из РФ. Так, за I квартал 2025-го мигранты перевели на родину 786 миллионов долларов, что на 55 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, и основная часть переводов (86 процентов) была опять-таки из России.
Экономист Нургуль Акимова озвучила мнение о сокращении числа трудовых мигрантов и вместе с тем об увеличении объемов переводов от них. Эксперт считает, что сокращение формальное.
"Один из факторов — смена гражданства. Некоторые мигранты — а я думаю, их большинство — попросту сменили гражданство и теперь трудятся как резиденты РФ. То есть уже бывшие соотечественники продолжают отправлять денежные переводы, их объемы растут, хотя формально количество отправителей уменьшилось", — считает Акимова.
По ее словам, еще одна составляющая, влияющая на объем переводов, — снижение курса доллара, то есть укрепляется национальная валюта и в эквиваленте объемы переводов больше.
"В целом после пандемии в мире росла инфляция, и на этом фоне увеличивалась денежная масса. Поэтому не важно, в какой стране, но люди стали зарабатывать больше, в то же время и тратить тоже стали больше, так как подорожали услуги и товары", — добавляет Акимова.
Отметим, что в 2016 году Госслужба миграции сообщала, что в других странах на заработках находятся порядка 700 тысяч граждан Кыргызстана, из них 520 тысяч в России, и в среднем один трудовой мигрант переводил в КР в месяц 170 долларов, в 2018-м — уже около 285.
В настоящее время кыргызстанские мигранты в основном работают в сфере услуг, где достаточно гибкая ценовая политика. Если раньше один человек отправлял в среднем домой 200-300 долларов, то сейчас в полтора-два раза больше. Как считает Акимова, денежный поток переводов никогда не иссякнет, так как, если человек и сменил гражданство, это не означает, что у него больше нет родственников на родине, — он как поддерживал их, так и будет это делать.
Акимова отмечает, что миграция постоянно трансформируется, рабочие активно повышают квалификацию, соответственно больше зарабатывают. По ее словам, доля денежных переводов в совокупных доходах домохозяйств сохраняет уровень выше 30 процентов, в отдельных регионах доходит до 50.
Более того, подчеркнула экономист, у кыргызстанских мигрантов хороший уровень владения русским языком и профессиональная подготовка в соответствии с требованиями рынка, что повышает их шансы на получение стабильной высокооплачиваемой работы в России.
С Акимовой согласен и Нур Исмаил — общественный деятель из КР, несколько лет проживавший в Москве.
"Действительно, кыргызстанцы наиболее востребованы среди мигрантов стран ЦА. Я, будучи в Москве, ни разу не встретил кыргыза, который бы не знал русского языка. Наши если не в совершенстве владеют им, то хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться, в отличие от мигрантов из соседних стран", — рассказал он.
Акимова отмечает, что кыргызстанские мигранты не только продолжают трудиться в России в традиционных секторах (услуги, торговля, общепит, логистика, переработка), но и активнее открывают собственный бизнес, интегрируются в электронную коммерцию, транспортные и строительные цепочки.
Экономист подчеркивает, что упрощение получения российского гражданства позволило многим соотечественникам занять более устойчивые и доходные позиции, что напрямую сказывается на объемах переводов.
Например, конек кыргызстанских трудовых мигрантов — сектор общественного питания, где соотечественники работают поварами, помощниками поваров, официантами, барменами, администраторами, курьерами и мойщиками посуды. Значительная часть кыргызстанцев трудится на кухнях ресторанов и в кафе азиатской, кавказской, европейской и узбекской кухонь, а также в точках быстрого питания.
Нур Исмаил вспомнил случай на Старом Арбате.
"Я ради интереса заглядывал в сувенирные лавки, и в каждой среди продавцов были кыргызстанцы. Что особенно впечатлило: они запросто объясняются с иностранцами на испанском, английском, китайском языках. То есть, помимо русского, владеют еще одним иностранным языком, что выгодно отличает их на рынке труда", — рассказал собеседник.
Также, согласно исследованиям Акимовой, кыргызстанцы стали активными цифровыми торговцами, заняв прочное место в электронной коммерции. Так, с 2022 года на фоне быстрого роста маркетплейсов в России и СНГ тысячи наших мигрантов освоили сегмент электронной торговли — покупку товаров: одежды, обуви, бытовой техники, аксессуаров, товаров для дома, мелкой электроники оптом как из Кыргызстана, так и из Китая и Турции с последующей онлайн-продажей через Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие платформы. Согласно исследованиям, средний ежемесячный оборот малых точек составляет 500 тысяч–2 миллиона рублей, а чистая прибыль может достигать 150–300 тысяч на предпринимателя.
Кроме того, в условиях растущего товарооборота между странами ЕАЭС кыргызстанские предприниматели активно развивают логистические сервисы: экспресс-доставку, международные грузоперевозки, экспедиторство и консолидацию грузов. Сильная ниша, которую прочно освоили соотечественники, — перевозки между Китаем, Кыргызстаном и Россией. Выручка только с маршрута Москва — Бишкек (фура/грузовик) в среднем составляет 800 тысяч рублей за рейс, прибыль при стабильных потоках — до 15 процентов.
Часть наших предпринимателей поставляет строительные материалы, включая экспорт древесины (кругляка) из Сибири и с Дальнего Востока в Россию, Казахстан и обратно, вполне легально создают малые и средние предприятия с производством и заготовкой древесины. Они наладили прочные и устойчивые связи со строительными фирмами в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, в регионах России с высокой строительной активностью. Выручка при среднем объеме партии 200–400 кубометров за цикл поставки составляет 3–7 миллионов рублей, а рентабельность — 10-18 процентов.
Одним из наиболее массовых и стабильных источников занятости кыргызстанских трудовых мигрантов в России остается клининг — соотечественники задействованы в профессиональной уборке офисов, жилых комплексов, торговых и развлекательных центров. Чаще всего они работают по трудовым договорам через аутсорсинговые компании, предоставляющие услуги крупным клиентам — банкам, бизнес-центрам, ресторанам, гостиницам. Среди трудоустроенных как женщины, так и мужчины, но часть сотрудников занимает более высокие позиции — бригадиров и администраторов. Средний заработок уборщицы или техника по клинингу составляет 40–80 тысяч рублей в месяц, а бригадира — 100–150 тысяч.
Стоит отметить и кыргызстанцев, ставших индивидуальными предпринимателями с собственными небольшими клининговыми фирмами, которые предоставляют услуги по уборке квартир после ремонта частным клиентам и малому бизнесу — по генеральной уборке и сезонной мойке окон.
Многие соотечественники открывают собственные кафе, пекарни, мини-столовые или работают в сфере доставки национальных блюд через агрегаторы Delivery Club, "Яндекс.Еда." Так, средний заработок повара или официанта составляет 60-120 тысяч рублей в месяц, а доход владельцев небольших точек — от 200 тысяч до 1 миллиона при удачном расположении и востребованности кухни.
Еще одна сфера, в которой соотечественники также прочно заняли нишу, — рынок ухода за пожилыми людьми и больными, который быстро растет из-за высокого спроса на недорогой, надежный для присмотра персонал.
Чаще всего кыргызстанки устраиваются сиделками через агентства или по частным объявлениям, работают с пожилыми, инвалидами, людьми с хроническими заболеваниями. Они ухаживают за ними, помогают по хозяйству, готовят, сопровождают на прогулках, иногда оказывают и медуход — контроль за приемом лекарств, проводят гигиенические процедуры. Средний доход сиделки — 50–100 тысяч рублей в месяц, а при проживании на территории клиента может быть и выше.
Есть и соотечественники, которые создали мини-агентства по подбору сиделок, сформировав круг доверенных работников и клиентов из выходцев из Центральной Азии.
Безусловно, есть трудности как для кыргызстанских мигрантов, так и с точки зрения безопасности для России.
Как заявил директор центра стратегических решений "Аппликата" Кубат Рахимов на круглом столе в пресс-центре Sputnik, мигрантов из Кыргызстана можно было бы проверять до вылета в РФ, расширив полномочия российских правоохранителей, чтобы они проводили проверку на территории страны до того, как мигрант купит авиабилет в РФ.
"Пока человек не выехал с территории страны, пока не потратил деньги на билеты, проверьте его здесь. Возможно, через определенное приложение он мог бы заполнить документы и его бы оповещали, есть он в черном списке или нет", — предложил Рахимов.
Нур Исмаилов считает, что необходимо создать единую базу или рекрутинговое агентство, которое бы, нанимая потенциальных работников, предоставляло им жилье с возможностью в нем зарегистрироваться.
"Главная проблема трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию, — регистрация. Даже если у тебя в порядке документы и ты прекрасно владеешь русским языком, можешь найти достойную работу, не факт, что ты сможешь правильно и грамотно зарегистрироваться: нет жилья — нет регистрации. И даже если мигрант нашел жилье, это еще не значит, что владелец согласится его зарегистрировать. А уже приехав на место, найти хорошее квалифицированное рекрутинговое агентство достаточно трудно, в основном это частные посреднические компании", — рассказал Исмаилов.
Рациональное зерно в словах экспертов есть, и, конечно, если кабмин нашей страны прислушается и что-то подобное внедрит, от этого выиграют как наши мигранты, так и Россия — страна, предоставившая кыргызстанцам возможность работать и зарабатывать.
Источник: sputnik.kg