3 апреля 2024
В феврале фиксируется повсеместное ухудшение потребительской уверенности в Центральной Азии. Особенно это заметно в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. В то же время, формально во всех четырех странах положительные ответы все еще превалируют над негативными, пишет exclusive.kz.
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи исследовательской компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса локализована: исследование проводится на родном языке респондентов.
Индекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в феврале показал снижение третий месяц подряд. На этот раз он сильно приблизился к нейтральной границе в 100 пунктов, оказавшись выше ее лишь на 0,7 пункта. Относительно февраля 2023 года индекс также оказался незначительно выше. Его снижение за февраль составило 2,5 пункта, во многом из-за увеличения пессимизма вокруг благоприятности текущих условий для совершения крупных покупок и прогнозов касательно экономических перспектив в горизонте одного года.
Благоприятность условий для крупных покупок на минимуме Субиндекс благоприятности текущих условий для совершения крупных покупок и расходов снизился на 3,6 пункта, достигнув 66 пунктов, что является рекордно низким значением за все 18 месяцев сбора данных. Лишь 27,4% казахстанцев в феврале сказали, что сейчас так или иначе благоприятное время для крупных покупок.
Интересно отметить, что среди возрастных групп молодежь до 29 лет пошла против общего тренда. Если в январе 37% молодежи были оптимистичны, то в феврале таких стало 41%. Тогда как у более старших возрастных групп доля положительных ответов, наоборот, снизилась. Например, у наиболее пессимистичной группы старше 60 лет эта доля упала с 22 до 18%.
Группы оценивают экономические перспективы по-разному Субиндекс ожидаемых изменений экономической ситуации в горизонте одного года в феврале снизился на 3,2 пункта, достигнув 129,9 пункта. Это оказалось наименьшим результатом с июля 2023 года и в целом выбивается из общей картины предыдущих шести месяцев, когда среднее значение субиндекса составляло 135,4 пункта. В феврале 54,1% казахстанцев дали положительный ответ касательно перспектив экономики на ближайший год. Отмечаем, что это немного меньше, чем в январе, когда таких набралось 55,4%.
Вновь молодежь до 29 лет показывает рост оптимизма. Доля позитивных ответов от этой возрастной группы увеличилась с 57 до 61%. Хуже всего ответили люди в возрасте 45–59 лет. Среди них эта же доля составила лишь 50%, что на 5 п. п. меньше, чем в январе. Также отметим динамику против тренда у жителей сельских местностей, среди которых доля позитивных ответов выросла с 57 до 58%, тогда как у городских жителей она упала с 54 до 51%.
Уверенность в росте личного материального положения снизилась В феврале также заметно упал субиндекс ожиданий изменения личного материального положения. Продолжается снижение доли казахстанцев, считающих, что их материальное положение улучшится в течение года: 48,8% против 51,6 – в январе. И в этом вопросе молодежь лидирует относительно других возрастов. Доля оптимистов среди этой возрастной группы выросла с 66 до 70%. С другой стороны, лишь 27% людей старшего поколения от 60 лет (35% – в январе) дали положительный ответ на этот вопрос.
Инфляционные ожидания и ощущения незначительно выросли Инфляционные ожидания и ощущения жителей Казахстана немного повысились после того, как в январе были установлены рекордно низкие значения. 47,1% жителей (45,4% – в январе) заметили сильный рост цен в течение февраля. Это все же значительно меньше, чем было в феврале 2023 года, когда наблюдался пик годовой инфляции. Тогда эта доля составляла 62,4%. В горизонте одного года доля отметивших ускорение роста цен выросла с 58,3 до 60,1%, тем самым потеряв весь прогресс, достигнутый в ноябре – январе.
Инфляционные ожидания в горизонте одного месяца показали наиболее заметный рост. Доля людей, ожидающих сильного роста цен, выросла с 15,9 до 18,5%.
Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным ощущениям и ожиданиям также показало небольшое изменение основных показателей – доля ожидающих сильного роста цен в течение года снизилась с 24,7 до 24%. При этом в горизонте одного месяца показатель вырос с 19 до 21,3%, что выше, чем весной и летом.
Среди отдельных товаров и услуг казахстанцев продолжают больше всего волновать цены на основные виды продуктов питания, такие как мясо и птица, молоко и молочные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Они остаются неизменными в течение последних четырех месяцев. Сильный рост доли отмечается по услугам ЖКХ, рост цен на которые заметили 18,3% казахстанцев против 12,5% – в январе. Интересно отметить, что именно услуги ЖКХ стали главным драйвером ускорения месячной инфляции в феврале. Напомним, тогда месячная инфляция достигла 1,1% против 0,8 – в январе. При этом средний рост цен на платные услуги составил 1,7% м/м, что является самым высоким февральским значением за последние 10 лет. Неудивительно, что все меньше и меньше людей замечают рост цен на продукты питания. Рост цен продовольственных товаров в феврале достиг 0,8% м/м, что является самым низким февральским показателем за пять лет.
Девальвационные ожидания показали небольшой рост Девальвационные ожидания казахстанцев в феврале немного выросли относительно января. При этом в феврале тенге по отношению к доллару ослаб лишь на 0,3%. В итоге доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, выросла с 47,6 до 50,5%, а в горизонте одного месяца – с 27,1 до 29,3%. Тем не менее эти показатели все равно ниже тех, которые фиксировались в августе – декабре 2023 года.
Индекс кредитного доверия упал на 0,6 пункта и продолжает оставаться в стабильном диапазоне 34–37 пунктов, который отмечается уже восьмой месяц подряд. Доля казахстанцев, считающих, что сейчас плохое время для получения кредитов, выросла с 49,5 до 51,8%. При этом доля считающих, что сейчас, скорее, хорошее время сберегать деньги, снизилась куда более заметно: с 35,8 до 32,4%. Этот результат оказался наименьшим показателем с сентября 2023 года.
Уровень спокойствия немного упал в феврале. 54% жителей Казахстана отмечают, что сейчас, скорее, спокойное время, нежели тревожное (55,5% – в январе). Тем не менее на 3,9 п. п. выросла доля тех, кто выбрал однозначно положительный вариант ответа, что заметно компенсировало снижение общего уровня спокойствия. Ожидания по росту безработицы в течение одного года немного выросли. Если в январе 39,1% жителей ждали ее роста, то в феврале таких набралось 41%.
В целом, февраль 2024 года в целом оказался негативным для стран Центральной Азии в плане динамики потребительской уверенности. Сразу в трех странах индекс CCI заметно снизился на несколько пунктов относительно января. Особняком стоит лишь Таджикистан, где снижение и так высокого показателя оказалось незначительным. Тем не менее все четыре страны продолжают оставаться в позитивной зоне выше 100 пунктов. Лишь Казахстан оказался чуть выше этой нейтральной границы, тогда как в остальных странах значительное большинство респондентов продолжает давать позитивные ответы на заданные вопросы.
Наибольшее снижение потребительской уверенности в феврале произошло в Узбекистане, где намного меньше людей стали позитивно оценивать фактический и прогнозный рост экономики. Также в Узбекистане куда меньше людей заметили улучшение личного материального положения. Также и в Кыргызстане фиксируется существенное падение потребительской уверенности, которая оказалась самой низкой с августа прошлого года. Здесь также больше пессимизма наблюдается в вопросе улучшения личного материального положения. Кроме того, сильно снизилась оценка благоприятности текущих условий для крупных покупок. В отличие от Узбекистана в Кыргызстане основным драйвером снижения оказалась молодежь до 29 лет.
В Таджикистане также заметно упала оценка благоприятности условий для крупных покупок. Тем не менее в двух других вопросах касательно улучшения личного материального положения и экономики жители показали увеличение позитива. В итоге Таджикистан остается лидером региона по потребительской уверенности.
Восьмая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии продемонстрировала заметное увеличение пессимизма. Правда, она продолжает оставаться в позитивной зоне во всех четырех государствах, а во всех странах, кроме Казахстана, доля позитивных ответов все равно заметно превышает долю негативных ответов респондентов. Является ли это повсеместное снижение единовременным или началом нового тренда, будет известно в следующих волнах исследования.
Данияр Оразбаев Аналитик Freedom Finance Global
Источник: knews.kg