6 августа 2019
Проживающие в селе Шекер Кара-Бууринского района супруги зарабатывают на садоводстве. Речь идет о 54-летнем Бекболоте Суеркулове и 43-летней Гулзине Торокуловой. Корреспондент Turmush побывал в гостях у супругов и узнал об успехах в сфере садоводства.
Төрөкулова Гулзина Молдалиевна родилась в 1976 году в селе Мин-Булак Бакай-Атинского района. Вышла замуж за парня из села Шекер и переехала в новый дом. У супругов родились пятеро детей, но по воле всевышнего, как говорит женщина, один из них скончался.
По словам Гулзины, замуж она вышла в 18-летнем возрасте. "Была совсем молодая. Меня завели за "кошого", надели платок, так и осталась. А сейчас все стало по-другому - девушки сами решают, сами выбирают своих будущих мужей. Родители отдали меня в школу, когда мне было 6 лет. Считаю, что рано пошла в школу. У одного из отдаленных родственников была супруга и, как выяснилось позже, она оказалась сестрой моего будущего супруга. Под предлогом помочь отвезти стиральную машину марки "Киргизия" она привезла меня в село Шекер. Тогда, если помните, ездили автобусы желтого цвета ["ПАЗ 672"]. По дороге постоянно спрашивала, когда уже наконец-то доедем, так как дорога была дальней и очень утомительной. Все ждала, когда мы доберемся. После продолжительного пути мы приехали домой к "жене". Получается, что она меня просто ввела в заблуждение.
По приезде надели на меня платок, ничего не понимая. В комнату зашел какой-то парень в широких развевающихся штанах, уставший с виду. Тогда еще подумала, неужели это мой будущий супруг. Он вышел, а затем вошел вновь, но уже в модной в то время спортивной куртке "ADIDAS", в руках держал какую-то одежду, сел рядом со мной. Не зря ведь говорят: "адам көркү - чүпүрөк" [красота человека - тряпки]. Несмотря на то, что сперва артачилась, увидев его приодевшегося, вроде как оценила и он мне понравился. Супруг был высоким, сговорчивым и симпатичным. Разница в возрасте составляла 11 лет - он женился на мне в 29 лет. Помню, как он сторонился меня и говорил, что мол молодая и стеснялся идти рядом. Если шли куда-то в гости, то почти всегда возвращались затемно. В те годы фотоаппараты были не так доступны, как сейчас. Ничего толком не было, были сложные времена. Но нам это было не так заметно, время пролетало. Приходилось сталкиваться с другими сложностями, но совместными усилиями мы преодолели все", - рассказывает она.
После замужества Гулзина переехала в новый дом. "Свекровь была лицом с ограниченными возможностями здоровья и не могла выполнять работу по хозяйства. Все домашние дела ложились на мои плечи. Занималась хозяйство, но и присматривала за свекровью. Все это, конечно же, из-за большой любви к супругу. В наше время мы всегда ставили большие планы на будущее, трудились ради их воплощения в реальность. Мое так называемое "время молодой снохи" прошло в борьбе за достойную жизнь. Вместе с супругом возделывали землю, на протяжении 16 лет муж выращивал клевер. После моего появления в семье, мы вспахали огород и на площади 5 соток высадили табак, получили 70 кустов. На тот момент это было достаточно много. В течение двух лет самостоятельно выращивала табак. С наступлением весны супруг уезжал на стройку. Затем, как и все, начали выращивать фасоль. Одно время работали с супругом на объекте - строили дом. Кроме нас, был еще один напарник. Помогала им замешивать глину, изготавливать кирпичи. Помню, как супруг не успевал за моим темпом работы. С детства родители приучали меня к труду, да и сама была пробивной. Будучи ученицей школы сама ухаживала за участком площадью 1 гектар", - говорит жительница.
Сүеркулов Бекболот Райымбекович родился 18 мая 1965 года в селе Аманбаево Кара-Бууринского района. Работал чабаном в колхозе. С будущей супругой, как рассказывает он, познакомился благодаря старшей сестре. Он признается, что был стеснительным в молодости. Так как супруга была младше его, то он порою стеснялся идти рядом с ней. В своей супруге он ценит трудолюбие и благодарен ей за счастливый брак.
Рассказывая о том, как он оказался в садоводстве, Бекболот сообщил, что от руководства лесного хозяйства поступило предложение разбить сад. "Посоветовавшись с семьей, в 2004 году вместе с Гулзиной взяли в аренду 7 гектаров земли сроком на 49 лет. На тот момент работал охранником в лесном хозяйстве. Перед переселением в эту местность продали все в селе - дом, земельные наделы. Помню, как сельчане тогда удивлялись нашему поступку, считая, что мы поступаем неправильно. Там мы и выехали из села. Не зря говорят: "Труд красит человека". Благодаря своим усилиям и стараниям, стали уважаемыми людьми среди односельчан.
На территории лесхоза еще со времен колхоза произрастали яблони. Это были неухоженные земли, которые нуждались в поливе. Тогда не было такой техники, которая есть сейчас. Вместе с Гулзиной вычистили 7 гектаров земли, высадили яблони. На сегодняшний день в саду произрастают 1 тыс. 850 яблонь (на площади 6 га) и 226 деревьев абрикоса (на площади 1 га). За всем ухаживает Гулзина, которая обучает и меня, как правильно ухаживать за яблонями. Когда удается освободиться от других дел, то вместе с членами семьи ухаживаем за садом - проводим обрезку, формовку деревьев. Супруга относится к яблоням так, будто это ее дети. Знает, где и какой сорт яблок растет", - сообщил сельчанин.
Гулзина добавила, что согласилась переехать на территорию арендуемого участка, так как супруг там уже работал сторожем. "Вместе с детьми и свекровью 7 апреля, в один из холодных дней весны мы переселились сюда. Одной из первых, кто высадил яблони на территории лесного хозяйства, была наша семья. Мы установили юрту, в которой разжигали очаг, так и жили. Несмотря на такие сложности, мы охраняли саженцы, чтобы их не украли под покровом ночи. Спустя несколько месяцев построили с супругом небольшой двухкомнатный дом, в котором и начали жить. Строили вдвоем в течение месяца. Дети были маленькие. В хозяйстве были корова и 5 кур. Сами спали в большой комнате, а скот привязывали в коридоре. Куры ночевали на крыше, так как там было теплее. Так как сплю чутко, один раз ночью вставала и выводила корову наружу, чтобы она не сходила в туалет дома. Со временем даже корова привыкла к этому. Когда просилась на улицу, начинала двигаться. Я, в свою очередь, ждала. Даже если и хотела спать, то ждала, пока она попросится в туалет. Затем супруг привез вагонетку, в которой можно было жить. С годами обжились, появился дополнительный скот", - говорит садовод.
Торокулова также сообщила, что после того, как они разбили яблоневый сад на арендованной земли, супруги столкнулись с проблемой ухода за садом - у них не было необходимых навыков и опыта. "Со временем начала изучать. Супруг уезжает по работе, а я остаюсь ухаживать за садом. Большую часть времени провожу в саду. Мы старались ухаживать должным образом, чтобы ни одно высаженное деревце не засохло. Хожу по саду и разговариваю с каждым деревцем. За долгие годы [15 лет] научилась различать, какое дерево начало болеть. Для меня яблони стали словно дети. Супруг порою удивляется. Предлагает нанять садовников для ухода за насаждениями. Но выступаю против, считая, что лучше нас никто ухаживать не будет. Понемногу обучаю детей и супруга. В этом году, начиная с 16 февраля и по 16 марта, проводила обрезку деревьев. Все заработанное на продаже фруктов вновь вкладываем в саженцы. С 6 гектаров при хорошем раскладе можно получить до 60-70 тонн урожая. Пока яблони молодые. Мы ожидаем, что они будут давать ежегодно до 100 тонн урожая. Вместе с тем, деревья должны отдыхать - год урожая хороший, на следующий меньше", - рассказывает жительница.
В сезон доходы от урожая яблок составляют до 1 млн сомов и 30% от прибыли, как сообщила Торокулова, они выплачивают в виде налогов в доход государства.
Относительно абрикосового сада она сообщила, что с 1 гектара (226 деревьев) можно собрать до 2 тонн и заработать 50-60 тыс. сомов. "Продав в селе дом, мы приехали сюда ни с чем. Сельчане удивлялись - разве так поступают разумные люди. А сейчас едешь в село и каждый приветствует тебя. Здороваешься с улыбкой. Даже если выезжаешь за пределы села, то встречаешь людей, которые здороваются, а ты их не знаешь. А потом выясняется, что они приезжали к нам за яблоками. Сейчас, дай бог, жизнь налаживается. Помню, как пили чай без сахара. А сейчас у нас свой дом. Двух дочерей выдали замуж, сына планируем женить на следующий год", - говорит садовод.
Еще Гулзина зарабатывает на разведении индюков. Подробнее читайте в материале.
Источник: turmush.kg