"У Киргизии и Китая есть значимые экономические проекты, которые можно решить совместными усилиями, в частности строительство железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан", - заявил сегодня, 12 марта, депутат киргизского парламента от оппозиционной фракции "Ар-Намыс" Абдырахман Маматалиев, возглавляющий депутатскую группу дружбы "Киргизия - Китай", на встрече с послом КНР в республике Ван Кайвенем. Об этом корреспонденту ИА REGNUMсообщили в пресс-службе парламента Киргизии.Депутат сказал, что выгодна обеим сторонам и реализация проектов реконструкции дороги Бишкек - Нарын - Торугарт, строительство высоковольтной линии электропередач "Датка - Кемин".Ван Кайвень, в свою очередь, заострил внимание на возможностях по реализации проектов дорожного строительства, энергетики, обновления агротехнопарка. Посол сообщил о том, что переговоры по строительству железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан и возведению высоковольтной линии идут успешно.Как сообщало ИА REGNUM, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, предложившим схему "ресурсы взамен инвестиций", и отдать ему ряд месторождений. Однако в проект Китая не входит строительство ветки Балыкчи - Кара-Кече, которая нужна Киргизии для перевозки добываемого на месторождении "Кара-Кече" угля.На заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" 5 марта депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро. Однако в проекте есть и ряд минусов для киргизской стороны, в частности то, что компания просит отдать новую железную дорогу в аренду на 49 лет.Отметим, что президент Киргизии Алмазбек Атамбаев 29 февраля в интервью местным телеканалам заявил, что также против предложенной Китаем схемы.Источник: regnum.ru