Кыргызстан — угроза для казахского туризма, или Беседа с экономистом из РК

Кыргызстан — угроза для казахского туризма, или Беседа с экономистом из РК

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Кыргызстан — угроза для казахского туризма, или Беседа с экономистом из РК

11 апреля 2017

БИШКЕК, 11 апр - Sputnik. Для тех, кто сразу желает усомниться в компетентности моего собеседника, хочется отметить: Айдархан Кусаинов является директором консалтинговой компании, он окончил МГУ, работал консультантом в правительстве Республики Казахстан и возглавлял нефтегазовые компании. Круто же, да?
- В 2016 году, если верить статистике, торговля между Кыргызстаном и Казахстаном обрела второе дыхание: казахстанцы стали покупать наших товаров на 17 процентов больше. Мы тоже увеличили потребление ваших, казахских, на 5 процентов. С чем это связано?
- Думаю, это взаимное счастье связано с Евразийским экономическим союзом и с тем, что упрощенные товарные потоки наконец-то заработали. Наконец эти отношения стали развиваться нормально.
- Добавлю ложку дегтя: в основном Кыргызстан продает Казахстану фрукты и овощи (37 миллионов долларов в 2016 году) и молочные продукты (13 миллионов). Это как раз те товары, которые можно запросто не допустить к продаже, сославшись на требования безопасности. Так Казахстан иногда и делает, запрещая партии наших продуктов. Как думаете, почему?
- Считаю, это больше похоже на желание защитить своих. Это самая рядовая ситуация. Только в книжках приходит какой-то прекрасный парень и радостно забирает у других чью-то долю рынка. В жизни так не бывает.
Новенькие всегда должны бороться за место под солнцем: где-то снижать цены донельзя, где-то обрастать связями. При этом надо быть готовым к конкурентной борьбе и к тому, что не все хотят играть по-честному: легче использовать административный ресурс, чем оптимизировать работу.
Что делать? Становиться своим, также обрастать связями. Постепенно, по мере заполнения рынка, эти торговые войны будут утихать.
- Как вы оцениваете успех кыргызстанских бизнесменов на казахском рынке?
- По моему внутреннему ощущению, вы двигаетесь достаточно хорошо. Я часто вижу на прилавках кыргызстанские товары: одежду, продукты.
- Хочется еще поговорить о туристическом бизнесе. Согласно статистике, большую часть туристов, которые приезжают в Кыргызстан, составляют казахстанцы. Как мы знаем, тенге за последние пару лет сильно обесценился, и привычная Турция стала не по карману...
- Однозначно, вы стали привлекательнее, потому что у казахстанцев желание ехать в Турцию и Египет уменьшилось. Сейчас интереснее съездить на Иссык-Куль, чем на казахстанский курорт. Однозначно вы будете оттягивать у нас туристов. Кыргызстан для казахстанского туристического бизнеса в определенной степени угроза.
- Долгое время казахстанцы вкладывали в Кыргызстан все больше и больше денег. Однако в 2015 году объем прямых инвестиций рухнул на треть, составив 21 миллион долларов. Что произошло?
- У нас тогда своих заморочек хватало! Сначала девальвация тенге, потом мы все силы бросили на конкуренцию с россиянами. Тут не до инвестиций!
Другое дело, что сейчас какие-то инвестиции могут быть переориентированы в Узбекистан, но это уже наша общая проблема. Ташкент своими действиями говорит, что готов открыть рынок. Есть риск, что Узбекистан будет отбирать инвестиции и у вас, и у нас, и у России.
- Что-то грустно звучит...
- Это нормально. Не грустно, не весело. Это так. Когда общаются два государства, они всегда ведут разговор о выигрышах, а бизнес при этом заявляет: "Не за мой счет!".
- Хочется с вами вот о чем поговорить. Мы в Кыргызстане часто слышим от казахской стороны новости, от которых нас передергивает. Ну, например, про закрытие КПП "Ак-Жол" на ремонт на все лето или про троекратное повышение стоимости транзита Интернета. Общественность была взбудоражена. В итоге от обеих идей отказались. Что это было, как вы думаете?
- В какой-то степени это демонстрация влияния. В любом интеграционном процессе страны пытаются получить больше, чем дать. К сожалению, при интеграции надо активно бороться.
- А как же Евразийский экономический союз, взаимная поддержка и все такое?
- Есть политические движения, а есть нормальные бизнес-движения. Безусловно, мы партнеры на государственном уровне и нам нужно дружить. Но ни один предприниматель не хочет, чтобы интеграция шла за его счет.
Это такая ситуация: любая интеграция приносит плоды в долгосрочной перспективе, а так это всегда элемент борьбы и жесткие переговоры.

Источник: sputnik.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта