Как обанкротилась компания, где я работала, — бишкекчанка об ошибках бизнесменов

Как обанкротилась компания, где я работала, — бишкекчанка об ошибках бизнесменов

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Новости сельского хозяйства Кыргызстана

Как обанкротилась компания, где я работала, — бишкекчанка об ошибках бизнесменов

26 декабря 2020

Если бы не пандемия коронавируса, Айжан Абдылдаева сейчас жила бы в Казахстане, где возглавляла бы офис крупной IT-компании. Однако из-за закрытия границ ей пришлось остаться в Бишкеке. Впрочем, она не стала жаловаться на судьбу, а написала заявление об увольнении и открыла свою компанию, где предоставляет финансовые услуги. Оказалось, мир финансов — это очень интересно. 
— Расскажите о себе.
— Я родилась в Бишкеке, но позже наша семья переехала в Каинды, потому что маму перевели бухгалтером на местный мясокомбинат. Мой папа был милиционером.
Мы жили в квартире-"элитке": мясокомбинат построил хорошие многоэтажки. Туда съезжались лучшие специалисты из разных регионов Кыргызстана. Даже в 1990-х, когда пришлось трудно всей стране и возникали проблемы с продуктами, мы особо не нуждались: в Каинды все было неплохо. К тому же у нас была дача, где мы выращивали фрукты и овощи.
В Бишкек я вернулась уже в пятом классе и легко влилась в столичную жизнь. Единственное, чего не могла понять, — почему дети так много праздно гуляют: у нас вообще не было на это времени, мы-то постоянно были чем-то заняты. Еще бишкекчане часто покупали одежду, а я не привыкла к большому количеству обновок: надела свитер, постирала, опять надела... "Не парилась" в этом отношении.
— Почему вы решили стать бухгалтером?
— Изначально я хотела пойти по папиным стопам — в милицию. Все изменил случай: в 11-м классе я встретила девочек из Бишкекской высшей школы милиции. Честно говоря, мне они не очень понравились. Разговаривали, как парни (отпускали какие-то грубые шуточки), и занимались рукопашным боем. Я поняла, что слишком мягкая, романтичная для этого, и пошла учиться на бухгалтера.
© Sputnik / Табылды КадырбековБизнесвумен Айжан Абдылдаева: необязательно учиться пять лет. Эта профессия без практики быстро забывается. Лучше пройти курсы, которые длятся несколько месяцев, чем изучать ее в университете — Вы пять лет учились в университете, а у меня есть знакомые, которые окончили полугодовые бухгалтерские курсы и тоже преспокойно работают. Обязательно ли столько времени тратить в вузе, чтобы овладеть этой специальностью?
— Если честно, я считаю, что нет — необязательно учиться пять лет. Эта профессия без практики быстро забывается. Лучше пройти курсы, которые длятся несколько месяцев, чем изучать ее в университете.
— Насколько я знаю, быть бухгалтером очень выгодно. Время обучения недолгое, такой специалист всегда при деле, зарплаты неплохие...
—  Да, вакансий много, ведь любой компании требуется бухгалтер. Рынок открыт, и для молодых специалистов тоже найдется работа. Что касается зарплат, то сейчас начинающий бухгалтер получает от 15 тысяч сомов и больше.
— А каков максимальный заработок бухгалтеров в Кыргызстане?
— Я не знаю расценок, но, наверное, для финансовых аналитиков в международных компаниях потолок составляет 5 тысяч долларов.
— Ошибки бухгалтеров могут быть так же опасны, как ошибки саперов. Какой была ваша самая серьезная профессиональная ошибка?
— Расскажу об одном случае. К тому моменту я работала всего пять лет, была простым бухгалтером в торговой компании. При проведении инвентаризации на складе постоянно выяснялось, что чего-то не хватает. Руководитель каждый раз говорил: "Ну ладно, пусть заведующий складом выплатит недостачу из своего кармана". Все вешали на заведующего, а он твердил: "Я не виноват! Я ничего не брал!". Однако выхода у него не было, и убытки пытались закрыть за счет его зарплаты.
Я видела, что это честный сотрудник, он действительно не воровал. Говорила об этом руководству, но как-то вскользь, между делом. Меня вообще воспринимали как человека, который сдавал отчеты и что-то там считал, а все управленческие решения принимали сами. Я тоже лишний раз не лезла не в свое дело, хотя по-хорошему руководитель должен был обратить на проблему внимание и разобраться, что не так.
— А что было не так? Куда девался товар?
— Возможно, кто-то воровал со склада, или торговые агенты себе лишнее закидывали. Они часто брали товар в рассрочку и не возвращали деньги. Помню, одна женщина взяла огромное количество товара, но до сих пор ничего не вернула. Образовалась большая задолженность. Фирма списала деньги, однако были большие убытки.
— Чем закончилась эта история?
— Проблемы накапливались как снежный ком, и в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля. Компания обанкротилась. Директор долго и тяжело приходил в себя. На меня это банкротство тоже сильно повлияло: я решила, что больше никогда не буду "просто бухгалтером", который сдает отчеты, а стану анализировать, смотреть на бизнес глазами владельца.
— У меня есть знакомая, которая работала бухгалтером в крупной компании. Ей пришлось уволиться, потому что руководство заставляло ее подписать один любопытный документ. Если бы она это сделала, начальники получили бы деньги, а она, возможно, — тюремный срок.
— У нас раньше было так, что всю финансовую ответственность несет бухгалтер. Непорядочные руководители скидывали проблемы на финансистов. Но слава Богу, кто-то понял, что это неправильно, и относительно недавно закон изменили: теперь за все отвечает в первую очередь руководитель.
Ваша знакомая правильно сделала, что ушла. Если тебя заставляют подписать что-то незаконное — это сверхнаглость. Вообще, я никогда не попадала в такие ситуации, потому что сразу предупреждала, что с "темными делами" не работаю.
© Sputnik / Табылды КадырбековАйжан Абдылдаева: непорядочные руководители скидывали проблемы на финансистов. Но слава Богу, кто-то понял, что это неправильно, и относительно недавно закон изменили: теперь за все отвечает в первую очередь руководитель — Насколько я знаю, вы занимали крупную должность в другой стране.
— Лет пять назад меня позвали в местную IT-компанию, которой требовался главный бухгалтер. Она разрабатывала программное обеспечение, продавала оборудование. У нее были партнеры в Казахстане, и они часто жаловались, что там таких компаний нет: либо крупные корпорации, либо маленькие фирмы с низкой квалификацией.
Я предложила открыть филиал в Казахстане, и руководство согласилось. Со временем я стала финансовым директором, то есть управляла всеми финансовыми потоками, работала с крупными клиентами (там были очень большие бюджеты). Мне приходилось жить на два города — Бишкек и Алматы. Год назад меня назначили директором в казахский филиал, и я решила переехать туда насовсем, ведь постоянно ездить туда-сюда было тяжело.
Сначала хотела уехать в Алматы в январе 2020 года, но из-за нескольких проектов пришлось задержаться в Бишкеке. Что было потом, вы знаете: началась пандемия, границы стали закрываться... Я поняла: если уеду в Алматы, могу застрять там надолго, а у меня в Бишкеке дети. Пришлось сделать нелегкий выбор: либо остаться тут в старой должности, либо уйти и открыть что-то свое. Я выбрала второе.
— Вы открыли консалтинговую компанию. Почему?
— Я много лет работала с разными предпринимателями и хорошо понимаю, что их главная проблема — финансы. Большинство не умеет распоряжаться деньгами, все почему-то думают, что маркетинг или другие сферы бизнеса гораздо важнее. Девяноста процентам бизнесменов не хватает опыта: не просто так бухучету полгода обучают на курсах, а то и пять лет в университете. Я решила стать консультантом, чтобы помогать людям в этой части.
— Сейчас ведь пандемия, кризис, у людей каждая копейка на счету. Если ли у вас клиенты в такое трудное время?
— С нами они, наоборот, экономят. Судите сами: услуги опытного бухгалтера стоят минимум 40 тысяч сомов в месяц, за меньшую зарплату они работать не будут. Мы просим за услуги 28 тысяч сомов, поэтому чисто из соображений экономии выбирают нас.
— Какая общая проблема есть у всех бизнесменов?
— Чаще всего жалоба звучит так: "Вот я вроде работаю, а денег на развитие бизнеса почему-то нет". И действительно, как-то это странно: компания давно на рынке, доходы есть, а развиваться не получается. Мы начинаем разбираться, что не так. Чаще всего происходит следующее: раз в неделю бизнесмен получает доход, часть отдает на зарплату, какую-то сумму раздает в долг, еще и себе забирает. В итоге ничего не остается.
Предприниматели — умные люди, но иногда взгляд у них замыливается. Вот меня один раз позвали поработать в магазин. Учредители были недовольны директором: они вложили в товар большие деньги, но день за днем терпели убытки. Никто не понимал, почему магазин не может раскрутиться. Когда я пришла туда, в глаза сразу бросился бардак. Еще там было мало витрин, на них помещалось только процентов 15 всего ассортимента. Остальное хранилось на складе.
Я сразу предложила навести порядок и закупить больше витрин, чтобы расставить всю продукцию, но мне ответили, что денег на них нет. Однако я настояла, и полки были закуплены. Это важно, ведь клиент должен видеть товар. Постепенно к концу года мы добились хороших результатов, учредители остались довольны. Зачастую это и есть моя работа — открыть человеку глаза на то, что он перестал замечать.
© Sputnik / Табылды КадырбековАйжан Абдылдаева: я много лет работала с разными предпринимателями и хорошо понимаю, что их главная проблема — финансы. Большинство не умеет распоряжаться деньгами, все почему-то думают, что маркетинг или другие сферы бизнеса гораздо важнее — Можно ли сказать, что в Кыргызстане очень сложный Налоговый кодекс?
— Я вам вот так отвечу: существуют международные экзамены для бухгалтеров. Например, ты можешь сдать специальный экзамен в Кыргызстане, получить специальный сертификат и работать в любой стране СНГ.
Тут есть один момент: сдать этот тест у нас в Кыргызстане намного легче, чем, например, в России или Казахстане. Дело в том, что у нас Налоговый кодекс — это маленькая книжечка, а там — целые тома.
— Сколько сейчас у вас подчиненных?
— Двое, но я бы их так не называла. Формат "подчиненный-начальник" уже устарел, теперь все должно проходить в формате партнерства. Например, сотрудники не должны сидеть в офисе с утра до вечера. Хорошие специалисты хотят свободный график, тем более, сейчас у нас еще и пандемия, и людям важно иметь возможность работать из дома.
— Вы не жалеете, что так и не поработали в Казахстане?
— Нет, у меня еще есть планы на эту страну. Работать там очень удобно: Казахстан для нас близок, наша ментальность схожа, но при этом население там больше, что для нас очень интересно.
Я не жалуюсь на судьбу. Зачем идти наперекор миру? Лучше идти не против течения, а вместе с ним. 

Источник: sputnik.kg

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта