Племенное животноводство Кыргызстана

Племенное животноводство Кыргызстана

Навигация

Агро новостиАгро-фотогалереяАгро ВидеоСтатьиАгроэкологияАгро-СтатистикаВыставкиЗаконодательствоКалендарь работКооперацияЖивотноводствоПтицеводствоРастениеводствоРазноеОбъявленияАгро-цитатыСотрудничествоАгрофорумУслуги сайтаЭкокластер Иссык-КульУдобрения Calpia KGИссык-Кульский БИО плодопитомникИнформер НовостейНОО "Приборист" - садоводческое или дачное товарищество.Капельное оборудование и тепличная пленка.

Полезные ссылки

Животноводство Кыргызстана

Племенное животноводство Кыргызстана

Состояние, проблемы и пути улучшения животноводства в Кыргызстане Племенное дело - это система зоотехнических, биолого-генетических и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на сохранение и качественное улучшение существующих и выведение новых пород, типов и линий сельскохозяйственных животных.Правовая база и нормативно-правовые акты племенного животноводства.Закон Кыргызской Республики «О племенном деле в животноводстве Кыргызской Республики», принятой Жогорку Кенешем КР в 2009 году . «Концепция развития племенного животноводства в Кыргызской Республике до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 января 2005 года. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 7 августа 2007 года №314 «Об утверждении перечней племенных заводов, хозяйств и ферм Кыргызской Республики, прошедших аттестацию и переаттестацию в 2006 году». Состояние племенного животноводства В решении проблемы социально-экономического развития Кыргызстана большое значение имеет развитие животноводства как один из источников доходов населения, как предмет занятости людей, как экспортный потенциал и как бюджетообразующий отрасль народного хозяйства. Успешному его развитию способствуют природно-климатические условия республики, где 83% сельскохозяйственных угодий, или 9,3 млн.гектаров занимают естественные горные пастбище, богатые травостоем. В 1990 году в республике имелось около 10,0 млн. овец и коз, 1,2 млн. крупного рогатого скота, в том числе 75 тыс.яков, 313 тыс. лошадей, 393 тыс. свиней и 13,9 млн.птиц, из них племенными считались 550,0 тыс. овец и коз, 55 тыс. крупного рогатого скота, 30 тыс. лошадей (4,6-9,6%). Последние полностью удовлетворяли потребности товарных хозяйств в высококачественном племенном материале, что обеспечивало высокую продуктивность скота в стране. Так, средний удой молока на одну корову в 1990 году составил 3070 кг, настриг шерсти на овцу - 3,3 кг и средняя яйценоскость кур - 219 штук.В условиях переходного периода животноводство, в том числе племенное, претерпело определенные негативные изменения, выразившиеся в сокращении поголовья скота, резком ухудшении его породного состава и снижении продуктивности. Племенные заводы и хозяйства перестали быть центрами культуры животноводства, парализована их деятельность банковскими кредитами под высокий процент. Неудовлетворяла товаропроизводителей деятельность племенных субъектов по обеспечению племенным материалом. Распала широкомасштабная система селекционно-племенной работы в животноводстве. Отсутствовал со стороны фермеров спрос на племенные животные, развалился маркетинг шерсти и вовсюду царил диспарцет цен. В результате распали известные в стране племенные заводы, как «Кашка-Суу», имени Ильича и другие.В связи с появлением новых производственных систем изменилась структура владельцев животных. Так, в 1991 году 32,7% крупного рогатого скота, 42,5%овец и коз, 37,2% лошадей, 49,6% свиней и 39,9% птиц были в государственной собственности, то в 2008 году его доля соответственно была 0,2;3,5, 0,1 и 0,5%, то есть 90-98% животных находятся в частной собственности.На начало 2009 года в республике имеются 1168,0 тыс.голов крупного рогатого скота, 4,5 млн.голов овец и коз, 355 тыс. лошадей, 75 тыс. свиней и 4,6 млн.птиц, из них 70,8 тыс.голов овец и коз, 4,2 тыс. лошадей и 29,3 тыс. голов крупного рогатого скота являются племенными или в пределах 1,1-2,5%. . Если  в 1991 году 99% всех животных были породными, а сейчас только 33% овец и коз, 24% крупного рогатого скота, 14% лошадей и 20% свиней относятся к породистым. Поэтому продуктивность животных оказалась низкой и на сегодняшний день средний удой от одной коровы составляет 2069 кг, средний настриг шерсти от одной овцы - 3,1 кг и средняя яйценоскость  кур - несушек - 124 штук. Однако, в результате принятых мер, в республике удалось сохранить основное селекционное ядро отечественных пород животных, создать институт частного племенного фермерства и сервисного обслуживания.Племенная базаПлеменная база сельскохозяйственных животных в Кыргызской Республике представлена 183 субъектами, из них 11 или 5% имеют статус государственного племенного завода, 10 или 5% - фермерского племенного завода, 18 или 10% - фермерского племенного хозяйства и 145 или 80% - фермерской племенной фермы. В них имеются 29,3 тыс. крупного рогатого скота, 4,2 тыс. лошадей и 70,8 тыс. овец и коз. Средний удой молока равен 3100 кг, а средний настриг шерсти - 3,6 кг. Удельный вес животных, реализованных на племя в 2007 году, составляет по крупному рогатому скоту - 2,2 % (650 голов), лошадей - 13,6 (570 голов) и овец - 8,8 % (6250) голов.Из 183 племенных субъектов 69 занимаются разведением крупного рогатого скота, 54 - овец, 48 - лошадей, 7 - яков и 5 - разведением птиц.В настоящее время в республике функционируют 11 государственных племенных заводов, из них 4 специализированы по разведению кыргызской тонкорунной, 1 - тянь-шаньской полутонкорунной пород овец, 2 - по разведению алатауской, 1 - аулиэатинской пород крупного рогатого скота и 3 по разведению новокыргызской породы лошадей. В них содержатся 180 голов крупного рогатого скота, 175 лошадей и 19480 овец и средний удой на одну корову составляет 2568 кг, а средний настриг с одной овцы -3,74 кг.Проблемы развития племенного животноводства1. Закон Республики Кыргызстан «О племенном деле в животноводстве Республики Кыргызстан» принят в 1992 году, поэтому он не стал отвечать требованиям реалии сегодняшнего дня. Поэтому Министерством инициирован новый закон, который принят Жогорку Кенешем в марте текущего года.2. Во всех нормативно-правовых документах записано, что хозяйственные субъекты племенного животноводства имеют право на первостепенное и дополнительное использование земель из Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий. Но эта установка не выполняется ни одной районной государственной администрацией. Согласно постановления Правительства Кыргызской Республики от 19 июля 2001 года № 364 «О неотложных мерах по оздоровлению государственных племенных и семеноводческих хозяйств», еще не отмененного, государственным племенным заводам необходимо было выделить из ФПС дополнительно 3,6 тыс га посевной площади, но она не выполнена. Даже такие племенные заводы как им. Лущихина Таласской, «Оргочор» Иссык-Кульской, имени Стрельниковой и Сокулукский Чуйской областей не имеет ни одного гектара естественных пастбищ. Имеющаяся в них пашня недостаточна для нормального функционирования, ни говоря о расширенном воспроизводстве.3. Карликовые и мелкие по производственной мощности не позволяют племсубъектам расчитаться с долгами, которые им достались после реформирования в наследство от бывших крупных и мощных хозяйств. На 1 января 2009 года эта задолженность исчисляется в сумме 20,5 млн сомов, в том числе основной долг - 11,8 млн сомов, а остальные - процент и штрафные санкции. Жогорку Кенешем Кыргызской Республики от 28 декабря 2008 года принято решение об одобрении решения межведомственной комиссии по списанию бюджетной кредитной задолженности, полученные в 1992 - 1995 годы. Сумма, подлежащая списанию по реформированным племзаводам, составляет 10,2 млн. сомов. Однако, несмотря на инициированный Министерством сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности проект постановления Правительства,  этот вопрос до сих пор не решается.4. На низкоэффективную работу племенных заводов способствовало то обстоятельство, что из-за бремени имеющихся долгов материально-техническая база их с каждым годом ухудшается и почти вся полученная продукция уходит на их погашение.  Мировая практика свидетельствует о том, что производство племенного материала обходится дороже на 40 - 50 %, чем обычное товарное животное. Поэтому почти во всех развитых странах племенное животноводство дотационное. Использование целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на поддержку племенного животноводства давно практикуется в России и Казахстане.5. До недавнего времени центром племенной работы и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных являлась республиканская госплемстанция (ГАО «Элита») и ее районные филиалы. Однако, они были приватизированы, а головное предприятие ГАО «Элита» в 1997 году передано в Управление делами Президента Кыргызской Республики и перестало существовать как центр племенной работы. Без восстановления работы этого важного производственно - технологического комплекса не мыслимо налаживание племенного дела в животноводстве страны.6. Ускорение повышения племенных качеств животных и их продуктивности достигается только путем использования в стадах высокопродуктивных производителей методом искусственного осеменения маток. На сегодня в республике функционируют всего лишь 180 пунктов искусственного осеменения, что явно недостаточно. Желательно открыть такие пункты хотя бы по одному в каждом айыл округу.Пути улучшения племенного дела в животноводствеРеализация в жизнь требований закона Кыргызской Республики «О племенном деле в животноводстве Кыргызской Республики» принятого Жогорку Кенешем КР в марте 2009 года путем разработки государственной программы развития племенного животноводства. Совершенствование нормативно-правовой базы племенного животноводства, адаптированной к современным условиям Выделение районными государственными администрациями племенным заводам необходимую пашню из ФПС, пастбищных угодий для их нормального функционирования. Первоочередное выделение племсубъектам тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники по грантовой и кредитной линии для укрепления их материально-технической базы. Оказание ежегодных целевых трансфертов их республиканского бюджета на поддержку племенных заводов - родительских стад. Восстановить работу республиканской госплемстанции ГАО «Элита» и её районных филиалов, передать её в структуру Минсельводхозпрома как самостоятельный производственно- технологический центр по племенной работе. Реструктуризация бюджетных ссуд и долгов по страховым взносам без залогового обеспечения на более длительный срок- 10-15 лет Повсеместное расширение службы по искусственному осеменению животных открытием пунктов искусственного осеменения  сельскохозяйственных животных в каждом айыл округу. Усиление финансирования прикладной науки по биотехнологии, селекции и генетике сельскохозяйственных животных. Активизация деятельности по созданию ассоциации, фондов производителей племенной продукции, по породам сельскохозяйственных животных, направленных на решение их организационно- хозяйственных вопросов, генетическое улучшение животных. Восстановление племенных и зоотехнических учетов для государственной регистрации племенных животных и племенных стад. Проведение периодического не реже 1 раза в 5 лет породного переучета сельскохозяйственных животных. Инициировать  внесение изменение в Указ Президента Кыргызской Республики от 30 ноября 2005 года «Об оптимизации структуры государственных органов Кыргызской Республики» о создании в составе Минсельводхозпрома государственную племенную инспекцию. Автор : Назаркулов К.А - зав. Сектором координации племенной работы министрерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики  источник: www.agroprod.kg 

<< вернуться к списку новостей

Авторские права ОПАЛ 2006-2020

При поддержке:  

Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика    

Design Елена Колесникова

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта